1
«В жизни человечества существует преемство мысли, тянущееся через века»
И.М. Сеченов
Школьный музей получил название «Истоки».
Тематика школьного музея: "История образовательного учреждения".
Вся экспозиция разбита на 4 раздела.
1 раздел – «Мужество, творящее историю…»
посвящена ВО войне и рассказывает об участниках войны жителях микрорайона.
1 часть – «Ветераны Великой Отечественной войны с. Воднобуерачного»
рассказывает об участниках войны жителях с. Воднобуерачного.
2 часть – «Они ковали победу в тылу.»
рассказывает о героях тыла.
2 раздел – «С чего начинается Родина…»
1 часть и 2 рассказывает о 40-летней истории школы.
3 раздел – «Учителями славится Россия…»
1 часть и 2 рассказывает о заслуженных учителях школы долгое время работающих в школе.
4 раздел «Ученики приносят славу ей…»
1 часть рассказывает об успешных выпускниках школы.
В экспозиционном зале имеются 3 витрины, которые заполнены экспонатами:
1 витрина – материалы времён ВО войны.
2 витрина - материалы о жителях села воевавших в горячих точках.
3 витрина – материалы о молодежном движении периода СССР
(октябрятах, пионерии, комсомоле).
На сегодняшний день в экспозиции представлены ещё несколько витрин, рассказывающие о жизни школы.
Проект создания школьного музея
МБОУ Воднобуерачной СОШ
I. Введение. Актуальность.
Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект необходим для нашего общества в целом.
Проект будет выполняться МБОУ Воднобуерачной СОШ. Музей истории школы рассчитан на детей.
Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. Школьный музей внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Ребенок, подросток, который будет знать историю своего города, школы быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он будет знать им цену.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего Отечества.
Школьный музей – это музей в миниатюре. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Обоснование необходимости проекта.
Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность учащихся школы.
Народ, не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее.
А.С. Пушкин
Раздел 1 - Описание проекта
Проблема
Проблема создания школьного музея довольно актуальна не только для нашей школы, но и для других учебных заведений. Идея создания музея школы возникла давно. Всё это время выбиралась тематика и направление работы. Так — как историко — краеведческий музей существует в сельском Доме Культуры, то в школе было решено создать музей школы. Наша школа довольно молода, ей всего 42 года, но начиная поиск и сбор информации мы поняли, что многие связи потеряны, не только с бывшими выпускниками школы, но и с учителями стоявшими у истоков школы.
Раздел 2
Цели и задачи
Основная цель данного проекта - создание школьного музея, посвященного нашей школе. Учащиеся научатся формировать фонды и экспозиции музея, презентовать результаты собственной исследовательской деятельности.
Сохранение исторической памяти и наследия;
- Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как:
- а) любовь и уважение к родной школе, селу, к родному краю;
- б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
- в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.
* Воспитание Гражданина.
1. Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.
2. Организация обмена опытом с представителями других регионов с целью объединения людей.
3. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.
- Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного села.
Задачи, раскрывающие содержание работы по решению проблемы:
- Сохранение исторической памяти школы.
- Организация поисково-исследовательской работы, через краеведческий материал осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитания патриотического чувства, любви к Родине, к родному селу, своей школе.
- Определение направления музея.
- Грамотное оформление экспозиции.
5. Пополнение и обновление экспозиций музея.
6. Развитие у учащихся интереса к истории школы, приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края.
7. Развитие школьного самоуправления в процессе работы проекта.
8. Установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту учеников, родителей учащихся, общественности.
9. Привлечение средств массовой информации к освещению проекта (например, школьный сайт, газета «Вести Камышинского района»)
- Включение в учебно-воспитательный план школы мероприятий, которые будут проводиться в музее, для стимулирования интереса к истории своей школы, организовать проведение конкурсов, викторины, олимпиад, походов, экскурсий.
- Документальное оформление статуса школьного музея. С целью воспитания уважения к подвигу старших, ветеранов вести “Летопись событий наших дней”; собирать воспоминания, сведения; написать историю родного села, школы, своего класса.
Проект долгосрочный. Будут задействованы разновозрастные категории.
Для создания школьного музея необходим ряд условий:
- Помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов
- Музейный актив школы
- Музейная экспозиция
- Устав (положение) музея, утверждённое органом самоуправления и руководителем образовательного учреждения.
Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея происходит воспитание и формирование личности учащихся. Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика.
Раздел 3
План реализации проекта
-Рабочий план реализации проекта ( долговременный)
1
|
Создание поисковой группы музея. Изучение литературы. Сбор материалов и реставрация экспонатов.
|
2
|
Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея.
- «История родного села»
- «Они стояли у истоков школы…»
- «Из истории школы»
- «Все начинается с учителя…» (Учителя-ветераны)
- «Вещи ушедшей эпохи…»(Символика, атрибутика пионерской и комсомольской организации, учебники наших родителей…)
- «Жители села – участники Великой Отечественной войны»
- «Ими гордится школа»
- «Школа сегодня…»
|
3
|
Проведение конкурса «Лучшая находка».
|
4
|
Конкурс сочинений «Мои корни», рисунков «Древо жизни».
|
Раздел 5
Анкетирование и анализ:
Анкета
- Знаете ли Вы, что такое музей?
А) Да
Б) Нет
2. Знаете ли Вы, что в нашей школе создаётся музей?
А) Да
Б) Нет
3. Хотели бы Вы, чтобы в нашей школе открылся музей?
А) Да
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
4. Хотели бы Вы, принять участие в открытии музея?
А) Да
Б) Нет
В) Затрудняюсь ответить
5. Есть ли у Вас идеи по поводу создания музея?
А) Да
Б) Нет
6. Какой вид музея нужен в школе?
А) Военно - исторический музей
Б) Историко - краеведческий музей
В) Музыкальный музей
Г) Литературный музей
Д) Музей современного искусства
Е) Музей истории школы
Анализ:
По результатам анкетирования мы видим, что более 50% учащихся старшего и более 40% среднего и младшего звена считают, что в школе необходимо открыть музей посвященный истории школы под названием «Истоки».
Результаты оказались интересными, во многом предопределенные возрастом. Младшие школьники интересуются военно - историческим направлением, среднее звено – историко - краеведческим и литературным. Старшее, большинство, историей школы. В процентном соотношении, учитывая все категории, учащиеся, прежде всего, хотят видеть музей истории школы: «Истоки»
Результаты оказались интересными, во многом предопределенные возрастом. Младшие школьники интересуются военно - историческим направлением, среднее звено – историко - краеведческим и литературным. Старшее, большинство, историей школы. В процентном соотношении, учитывая все категории, учащиеся, прежде всего, хотят видеть музей истории школы: «Истоки »
Раздел 6
Управление реализацией проекта:
Координатор программы (заместитель директора по воспитательной работе):
- организует разработку программ и внесение в нее необходимых изменений;
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные документы, необходимые для выполнения программы;
- дает предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной год и механизмам реализации программы;
- разрабатывает перечень целевых показателей мониторинга хода реализации программы;
- координирует деятельность по подготовке и реализации программных мероприятий;
- консультирует, оказывает необходимую методическую помощь;
- готовит предложения по привлечению общественности к управлению программой.
В целях привлечения общественности к управлению программой могут привлекаться совет школы, педагогический совет, административный совет, методический совет, школьные методические объединения учителей - предметников и классных руководителей, совет старшеклассников.
Текущее управление программой осуществляют руководитель школьного музея и совет музея. Они:
- готовят предложения по формированию перечня программных мероприятий;
- организуют своевременное исполнение программных мероприятий;
- организуют взаимодействие всех участников образовательного процесса по реализации программных мероприятий;
- несут ответственность за своевременную и качественную программу и реализацию программы;
- проводят мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
- готовят отчет о реализации программы с периодичностью один раз в год.
Раздел 7
Результаты:
Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих учеников. Будет способствовать мотивации родителей и выпускников к поддержке традиций гимназии; усвоению учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель жизненного поведения; приобретению учащимися социального опыта; освоению учащимися приемов музейной деятельности; созданию экспозиции музея истории гимназии. Проект поможет формированию уважения к прошлому и настоящему своего народа, малой Родины, школы, семьи. Повысит интерес обучающихся к поисково-исследовательской деятельности.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Воднобуерачная средняя школа
"Неизвестные страницы истории депортации российских немцев: возвращённые имена "
(исследовательская работа)
Выполнила:
ученица 11 класса
МКОУ Воднобуерачной СШ
руководитель: учитель истории
и обществознания Буторина Н.В.
Введение.
Когда и как появились немцы на Волге? Первые немцы в России появились ещё в 10 веке, а уже в следующем столетии в России начали строиться первые немецкие церкви. В 12 -13 в.в. немцы появились в Москве. В 1843г там проживало уже 400 семей. Очень много немцев прибыло в Россию при Петре I. В этот период в Москве возникло немецкое поселение - общеизвестная Немецкая слобода.
Большинство же немцев переселилось в Россию во времена царствования императрицы Екатерины II, проводившей политику иностранной колонизации российского государства. Вызвано это было, с одной стороны, нуждами государства, необходимостью заселять, осваивать и закреплять за царской короной окраинные земли России в Нижнем Поволжье и т. д. Процесс же внутреннего расселения в то время в России сдерживался господством сковавшего массу населения крепостного права. С другой стороны, густонаселённая и раздробленная Европа не могла предоставить возможности для приложения сил и сколачивания состояния всем желающим. Многие уезжали на чужбину в поисках счастья. Уже через несколько месяцев после вступления на престол, осенью 1762 года, Екатерина II указывала сенату «Так как в России много непоселенных мест, а многие иностранные просят позволения поселиться,...принимать их в Россию без дальнего доклада...»
По мнению многих исследователей, российские немцы отличаются способностью мирно уживаться с любым другим народом, с которым им приходилось жить. Крутой поворот в судьбе российских немцев произошёл в 1941 г. Немцы были первым народом, несправедливо обвинённым в измене и обречённом на положение внутреннего врага. 28 августа 1941 г. Президиум ВС СССР принял указ "О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья". Сама тема российских немцев долгое время относилась к "запретным" зонам исторической науки ... "
Горе часто объединяет людей. Сближает вне зависимости от национальности, возраста, религиозных убеждений, уровня культурного развития. Так должно было произойти с советским народом при вероломном нападении нацистской Германии на СССР. Однако правящая власть решила иначе – поделила граждан одного государства на своих и чужих. «Чужими», в частности, оказались поволжские немцы.
Прошло 70 лет со времени одной из страшных трагедий в истории России – массовой депортации поволжских немцев в Сибирь и Казахстан. Большинство жертв этой государственной акции уже нет в живых: многие из них погибли еще в процессе депортации, в «трудармейских» концлагерях, «спецпоселениях». Они ушли из жизни зачастую обесчещенными, с позорным клеймом «фашистских диверсантов и шпионов».
И в этой работе мне бы хотелось с помощью воспоминаний о случившемся прежде всего почтить светлую память этих невинных людей. О депортации поволжских немцев долгое время замалчивалось, и мы знали о ней только благодаря рассказам очевидцев событий. Сегодня опубликованы законодательные акты, документы о депортации, свидетельства, воспоминания пострадавших, написано немало исторических трудов и литературных произведений. Но до сих пор в большинстве российских учебников по отечественной истории депортацию называют необходимым и вполне закономерным решением государственной власти, оставляя за кадром пережитые страдания и лишения немецкого народа.
|